Содержание
Метрополитен представляет собой сложное подземное сооружение, включающее тоннели, станции, переходы, камеры, вентиляционные шахты. Длительная безаварийная эксплуатация метро во многом зависит от надежной гидроизоляции.
Гидроизоляция в метро применяется для защиты конструкций от:
- Воздействия грунтовых вод, фильтрующихся с большим давлением на большой глубине.
- Агрессивного воздействия подземных вод, вызывающих коррозию бетона.
- Конденсата, образующегося на стенах и сводах тоннелей из-за перепада температур.
Основные виды гидроизоляции в метрополитене:
- Обмазочная - нанесение битумных или полимерных мастик.
- Оклеечная - наклейка полимерных рулонных материалов.
- Инъекционная - заделка трещин и стыков составами.
- Бентонитовые маты - гидроизоляция высоконагруженных участков.
Важная задача гидроизоляции метро - защита на стыках и в местах ввода коммуникаций.
Особенности гидроизоляции подземных сооружений метрополитена
Гидроизоляция в условиях метрополитена имеет ряд существенных особенностей:
Высокие требования к водонепроницаемости. Гидроизоляция должна надежно защищать от фильтрации воды под большим давлением (до 5-7 атмосфер и более).
Повышенная долговечность. Срок службы гидроизоляции должен составлять не менее 50 лет в агрессивной среде подземных вод.
Высокая надежность. Отказ гидроизоляции чреват серьезными авариями, поэтому к системам гидроизоляции предъявляются повышенные требования надежности.
Агрессивность подземной среды. Гидроизоляция должна выдерживать воздействие кислых, щелочных, минерализованных вод, а также блуждающих токов от рельсовых путей.
Сложность обустройства стыков, швов, мест ввода коммуникаций, где требуются особые конструктивные решения гидроизоляции.
Требования к материалам, применяемым для гидроизоляции в метрополитене
Для обеспечения надежной защиты подземных конструкций метро от воды применяются специальные материалы, отвечающие следующим требованиям:
- Высокая водонепроницаемость, сопротивление напору воды не менее 0,5 МПа.
- Долговечность в агрессивных средах, сохранение свойств в течение не менее 50 лет эксплуатации.
- Высокая адгезия к различным минеральным и бетонным основаниям.
- Эластичность и способность перекрывать трещины в основании.
- Стойкость к истиранию, ударам, деформациям.
- Устойчивость к блуждающим токам, кислотности и щелочности подземных вод.
- Технологичность и удобство нанесения в стеснённых условиях тоннелей.
Основные материалы, удовлетворяющие этим требованиям – бентонитовые маты, полимерные рулонные мембраны, битумно-полимерные мастики.
Тип материала |
Марки |
Долговечность |
Область применения |
Сложность работ |
Расход |
Стоимость |
Бентонитовый мат |
Reoflex, геобентонит |
50+ лет |
Стены, своды, днище тоннелей |
Средняя |
4-6 кг/м2 |
Высокая |
Полимерная мембрана |
Тефонд, Политек |
50 лет |
Стены, своды тоннелей |
Сложная |
1,1-1,5 кг/м2 |
Высокая |
Битумно-полимерная мастика |
Техномаст, Гермокрон |
20 лет |
Обделка стыков и швов |
Простая |
0,5-2 кг/м2 |
Средняя |
Полиуретановая смола |
Пенепур, Технопур |
30 лет |
Инъектирование трещин |
Сложная |
1-5 кг/м3 |
Высокая |
Акриловый гель |
Акватрон-4 |
15 лет |
Инъектирование трещин |
Средняя |
0,4-0,8 кг/м3 |
Средняя |
Микроцемент |
Цемпласт |
10 лет |
Обмазочная гидроизоляция |
Простая |
3-5 кг/м2 |
Низкая |
Технологии монтажа и нанесения гидроизоляции в метрополитене
Гидроизоляционные работы в подземных условиях метрополитена имеют свою специфику. Рассмотрим основные технологии.
Устройство обмазочной изоляции. На подготовленную поверхность стен и сводов наносятся битумно-полимерные или цементные мастики толщиной до 10 мм. Требует высокой квалификации.
Монтаж рулонных материалов. Полимерная пленка или геотекстиль наклеиваются на поверхность по проекту с герметизацией стыков.
Инъектирование трещин и швов. Через шпуры под давлением закачиваются полиуретановые, акриловые и другие составы для заполнения дефектов.
Укладка готовых конструкций. Используются секции обмазочной гидроизоляции или бентонитовые маты, которые монтируются на проектные участки.
Во всех случаях очень важный этап - контроль качества выполненных гидроизоляционных работ с помощью специальных методов испытаний.
Остановлюсь более подробно на технологии устройства обмазочной гидроизоляции, поскольку это один из наиболее распространенных способов.
Последовательность выполнения обмазочной гидроизоляции:
- Подготовка поверхности - очистка, обеспыливание, грунтование.
- Нанесение первого слоя мастики толщиной 2-3 мм кистью или распылителем.
- Армирование фибровыми материалами или стеклосеткой.
- Нанесение второго слоя мастики толщиной до 5 мм.
- Формирование галтелей в местах сопряжений поверхностей для усиления гидроизоляции.
- Нанесение финишного слоя и заглаживание поверхности.
- Контроль качества гидроизоляции.
Соблюдение технологии и применение качественных материалов - залог долговечной и надежной обмазочной гидроизоляции.
Устранение активных течей
При появлении сильных течей через трещины или швы применяются быстродействующие материалы:
- Быстросхватывающиеся цементные смеси. Заделываются активные течи, после чего выполняется основная гидроизоляция.
- Полиуретановые пены. Образуют плотный эластичный материал, мгновенно прекращая поступление воды.
- Обратные фильтры (смоляные компаунды). Устанавливаются в скважины для предотвращения потока воды.
- Гидропломбы. Расширяющиеся резиновые изделия разных форм для быстрой локализации течи.
- Инъекционные акриловые составы. Быстро схватываются и заполняют зоны фильтрации воды.
Применение таких материалов позволяет оперативно остановить фильтрацию воды и приступить к выполнению постоянной гидроизоляции.
Решения для гидроизоляции стыков и примыканий в метрополитене
Одна из важнейших задач при устройстве гидроизоляции в метрополитене - надежная защита мест сопряжений и примыканий:
- Деформационные швы - компенсируют подвижки конструкций, требуют установки специальных гидрошпонок или инжектирования составов.
- Места ввода коммуникаций - применяются различные уплотнения, манжеты, герметики для защиты от фильтрации воды.
- Сопряжения тоннельных блоков - устраивается внутренняя замоноличенная гидроизоляция стыков на всю толщину конструкции.
- Вводы лестничных сходов, лифтов, шахт - выполняются усиленные гидроизоляционные мероприятия в зоне примыкания к тоннелю.
Тщательная гидроизоляция стыков и сопряжений конструкций позволяет исключить основные источники возможных течей.
Для гидроизоляции деформационных швов часто применяются специальные гидрошпонки - водонабухающие резиновые профили. Они устанавливаются в расширенный шов с последующим заливом бетоном. Гидрошпонки набухают при контакте с водой, надежно заполняя шов и препятствуя инфильтрации.
В местах ввода инженерных коммуникаций устанавливаются специальные гидроизоляционные манжеты с фланцами, которые крепятся к трубе и к конструкции тоннеля. Пространство между манжетой и трубой заполняется эластичным герметиком или инъекционными смолами.
Для гидроизоляции сопряжений тоннельных блоков применяют внутренние гидрошпонки и обмазочную гидроизоляцию по всей толщине конструкции в зоне стыка.
Системы мониторинга и восстановления гидроизоляции в метрополитене
Для обеспечения долговечности гидроизоляции подземных сооружений метро применяются специальные системы:
- Мониторинг состояния изоляции с помощью сети датчиков протечек, регулярных осмотров.
- Локальный ремонт повреждённых участков инъектированием полимерных смол или установкой заплат из рулонных материалов.
- Восстановление эксплуатационных свойств старых обмазок нанесением дополнительных изоляционных слоёв.
- Аварийная ликвидация течей с помощью быстросхватывающихся составов и обратных фильтров.
- Усиление гидроизоляции на наиболее нагруженных участках установкой дополнительных гидрошпонок, инъектированием трещин и добавлением изоляционных слоёв.
Комплексный подход к восстановлению и усилению гидроизоляции позволяет значительно продлить срок её службы.
Инновационные технологии гидроизоляции, применяемые в метрополитене.
В последние годы для повышения долговечности и надежности гидроизоляции подземных сооружений применяются новые перспективные материалы и методы:
- Высокоэластичные полимерные мембраны нового поколения, сочетающие высокую прочность и способность к "самозаживлению" микротрещин.
- Наномодифицированные битумно-полимерные мастики с улучшенными проникающими и адгезионными свойствами.
- Активные инъекционные составы на основе современных геле- и акрилатных смол с расширением в трещинах.
- Композитные материалы, объединяющие лучшие свойства полимеров и бентонитовых глин.
- Роботизированные комплексы для автоматизации гидроизоляционных работ.
Применение инновационных технологий позволит на порядок увеличить срок службы и надежность гидроизоляции метрополитена.
В качестве еще одного перспективного направления для усиления гидроизоляции подземных сооружений можно отметить применение самовосстанавливающихся материалов.
Особенность таких материалов в том, что они способны самостоятельно "залечивать" микротрещины и другие небольшие повреждения своей структуры, возникающие со временем под воздействием внешних факторов. Это значительно увеличивает долговечность гидроизоляционного покрытия.
В качестве самовосстанавливающихся могут использоваться специальные полимербитумные вяжущие, модифицированные полиуретановые и эпоксидные смолы. Они наносятся на подготовленную поверхность тоннелей и станций метро в несколько слоев.
Применение этих инновационный материалов в комплексе с традиционными методами позволит существенно увеличить межремонтный срок службы гидроизоляции и снизить эксплуатационные затраты.
В качестве заключения можно отметить следующее:
- Гидроизоляция является одним из важнейших элементов подземных конструкций метрополитена, обеспечивающим их долговечность и безопасную эксплуатацию.
- Современные материалы и технологии позволяют создавать высокоэффективную и долговечную гидроизоляцию при строительстве и реконструкции метро.
- Особое внимание необходимо уделять надежной гидроизоляции стыков, сопряжений, мест ввода коммуникаций.
- Перспективным направлением является применение инновационных самовосстанавливающихся материалов и автоматизация процессов.
- Комплексный подход к восстановлению и мониторингу позволяет значительно продлить срок службы гидроизоляции.
Смотрите похожие статьи:
ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ МОСТОВ И ТОННЕЛЕЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ - Содержание Подготовка основания Нанесение гидроизоляции Устройство водоотвода Защитный слой Гидроизоляция мостов и тоннелей в условиях Центральной России имеет ряд особенностей, обусловленных климатическими факторами и геологие ...
ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ - Содержание Современные материалы для гидроизоляции Передовые технологии гидроизоляции Современные масштабные инфраструктурные и промышленные проекты предъявляют повышенные требования к применяемым строительным технологиям и ...
ЗНАЧЕНИЕ ГИДРОИЗОЛЯЦИИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ - Содержание Виды подземных сооружений, нуждающихся в надежной гидроизоляции Причины, по которым подземные сооружения нуждаются в гидроизоляции Последствия отсутствия или нарушения гидроизоляции подземных соор ...
ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ТОННЕЛЕЙ - Содержание ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ТОННЕЛЕЙ. Особенности технологии Виды и способы гидроизоляции тоннелей Современные технологии гидроизоляции тоннелей Виды материалов для инъекционной гидроизоляции Конструкция тоннеля представляет собой достаточно сложное инженерное соору ...
ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ПЕНЕТРОНОМ И ПЕНЕКРИТОМ - ПОДРОБНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ИНСТРУКЦИЯ - Содержание Что представляют собой Пенетрон и Пенекрит Основные области применения Пенетрона и Пенекрита: Основные преимущества Пенетрона и Пенекрита: Характеристики и свойства Пенетрона и Пенекрита К основным свойствам Пе ...
География поставок материалов и проведения работ компании Ювикс Групп